Хотите скидку на витражи? Жмите СЮДА!

Пленочный витраж своими руками

Ведущий художник-витражист Анастасия Нацевич, выпускница БГАИЛюбой человек мечтает, чтобы в его доме было уютно и красиво. Причем каждый хочет, чтобы его личная "территория" и, естественно, ее оформление, была уникальной и по-своему выразительной. Мы уверены, что Вы не являетесь исключением и поэтому - позвольте предложить Вам украсить свой дом стеклянным витражом, изготовленным Вашими руками. Подобное дизайнерское решение, мы имеем в виду витраж, сегодня находится на пике моды, ведь оно позволяет добиться, чтобы выполненные в таком стиле дверь или окно выглядели максимально нарядно и оригинально.

Художественные витражи для потолков, дверей, перегородок и окон, разумеется, лучше заказывать в специализированных витражных студиях, таких как наша. Все таки мы предлагаем Вам не просто витраж, а изготовление по индивидуальному и неповторимому эскизу -  эксклюзивный дизайн очень популярен среди тех, кому позволяют средства. Наши художники-витражисты  готовы воплотить в жизнь практически любые Ваши фантазии. А некоторые фантазии – поскромнее, так сказать – Вы можете воплотить и сами, добавив небольшую изюминку в интерьер: небольшое стенное панно, дверное стекло, фрамугу.

Основные техники изготовления художественных витражей требуют специального оборудования, которое используют профессионалы, но некоторые вполне доступны и в домашних условиях. Тут можно говорить как о так называемых "мусорных" витражах, то есть псевдо-витражах либо имитации витражей в различной технике исполнения из, что называется, "бросовых" материалов, большинство из которых можно найти в любом доме либо квартире либо купить в ближайшем супермаркете, так и об имитационных витражах, которые требуют определенной сноровки в обращении с инструментами и специально покупаемых для их изготовления материалов.

Пленочные витражи на выставкеБольшинство из способов создания "мусорных" витражей, подробно и не без некоторой доли занудства описанных, можно найти на просторах русско-язычного интернета. В первую очередь, это роспись стекла масляными красками, наложение растворимых (типа в ацетоне и иных органических растворителях) синтетических тканей, "насыпные" витражи из стеклянной фритты (мелко битого стекла) и накладных стеклышек ("калейдоскоп") на силикатных и полимерных клеях и прочие, не особенно обременительные в плане затрат времени и средств (если Вас не интересует конечный результат) методы. Встречаются даже экзотические, но при этом достаточно легко реализуемые процессы - вроде нанесения эпоксидных смол в смеси с растворителем и пудрами различного окраса либо клея БФ-2 с пищевым желатином в сочетании с гуашью либо анилиновыми красителями. Как говорится, если вам не жалко времени и здоровья - Бог Вам в помощь. 

Просто сразу предостережем Вас от совершения некоторых необдуманных поступков, которые Вы можете совершить, начитавшись странных "рецептов простого изготовления". Во первых, никогда и ничего не клейте, особенно металл, к стеклу эмульсией ПВА, циан-акрилатом и иными клеями, для этого совершенно не годными. Сколько бы утюгов Вы не установили в качестве нагрузки на проволоку, приклеенную (как кое-кто советует) на тот же ПВА - ничего у вас не получится. Никогда не пытайтесь ничего, особенно свинец и олово, на стекло напаять или на стекле же спаивать - тоже может выйти неприятно. Не стоит и создавать "рабочие" заливки из цемента и песка с клеем - это изначальная дурость и вам она может вполне выйти боком. равно как могут Вам вполне выйти боком и попытки смешать глифталь со спиртом либо окрасить анилином составы типа "силикона". Не создавайте "красивые драгоценности из фьюзинга" (кстати, фраза сама по себе не корректна, "из фьюзинга" ничего создать нельзя - это не вестч, это метод такой) в собственной микроволновой печи при помощи тигеля из кирпича - вероятность того, что Вам повезет и у Вас что-то получится гораздо ниже, чем вероятность крупных неприятностей при общем отрицательном результате. И уж боже Вас упаси травить стекло концентрированной плавиковой кислотой (равно как и любой другой) без вытяжки и проточной воды как минимум (есть на просторах сети и такие "добрые" технологии). Не ведитесь на "полезные" советы по изготовлению, механизм действия которых вы представляете себе смутно либо не представляете вообще - кроме неприятностей, скорее всего, ничего у вас не выйдет, ибо таковые советы пишутся обычно людьми, которые в этом достаточно мало либо же вообще никак не разбираются.

Пленочный витраж, "малые" формыОднако, к примеру, та же окраска стекол (ну или "роспись по стеклу") - вполне себе нормальный метод и очень даже приятный в работе, если, конечно, не создавать собственные контуры и краски по идиотским методам. Существуют недорогие, безопасные в обращении и легко доставаемые специализированные краски для ручной росписи (часто - акриловые на водной основе, реже и дороже, но качественнее - полимерные), контуры для ручного нанесения (обычно тоже полимерные с полимеризацией при солнечном освещении), легко усвояемые техники нанесения и прочая и прочая и в огромном ассортименте. В Минске, например, есть специализированные компании и магазины, которые только такими товарами (и очень высокого качества) и торгуют, например - вот тут либо тут

Мы же, в силу нашей, в некотором роде, "специализации", расскажем Вам о технике создания своими руками аппликационного, он же "пленочный", витража. Пленочный витраж - это, своего рода, как из названия следует, аппликация. Только вместо цветной бумаги используется пленка. Лидерами по качеству, из продающихся у нас, являются пленки английского производителя RegaLead. Для имитации шва между фрагментами наклеивается самоклеящаяся свинцовая (не оловянная, именно свинцовая, и никак иначе) лента их же производства. Работы, выполненные руками профессионалов, получаются очень красивые, несмотря на то, что пленка (под микроскопом) уступает по внешнему виду оригинальному специальному стеклу (без микроскопа).

Лампа с пленочными витражами. Дипломная работа Анны Ложкиной из материалов RegaLead, 2012г.Изготовление такого витража происходит не из кусочков стекла, а на целом листе, вырезанном по нужной Вам форме (например, по шаблону Вашей двери). При этом Вы используете минимум побочных приспособлений - горизонтальный стол, покрытый скатертью либо пледом (чтоб не царапался сам и не царапал стекло), острые ножи типа скальпеля для резки ленты и пленки (лучше отдельные), валики для накатки пленки и ленты (тоже, лучше, разные), прижим для обжима ленты (но, по большому счету, можно и без него), ножницы и любая жидкость для очистки стекол с небольшой чистой тряпочкой. Особо оговоримся - никаких таких "шпателей для укладки пленки", всяких там паяльников и прочей машинерии не нужно - не надо создавать себе трудностей, которые потом придется преодолевать. 

Дабы Вы не боялись браться за создание собственного пленочного витража не имея никакого стартового опыта в проведении подобных работ, можем Вас уверить - ничего сложного в них нет. Выполнить витраж в аппликационной технике исполнения не особо уж и сложно. Достаточно сказать, что в начале лихих 90х американская тогда еще компания SGO (производитель рулонных пленок для нанесения на стекла) заказала серию экспериментов по обучению обезьян нанесению пленок на стекла (исключительно в гуманных целях рекламы разумеется, а не ради тирании бедных краснозадых). Результат был получен вполне, впрочем, предсказуемый - макаки вполне успешно справлялись с поставленной задачей, обеспечивая создание вполне полноценных витражей по готовым шаблонам, причем за не очень продолжительное время. Поскольку мы с Вами сапиенсы, у нас все это получается гораздо лучше. 

Первый шаг - определяющий. Вам необходимо понять, что именно Вы собираетесь делать. То есть нарисовать эскиз Вашего будущего витража. Каким образом Вы будете его рисовать - не суть важно, важно чтобы он давал как можно более полное представление о конечном изделии и был выполнен как можно более подробно и тонко. При этом желательно, чтобы чтобы весь Ваш эскиз можно было позже распечатать в реальном размере целиком, и при этом линии рисунка в масштабе 1:1 не превышали по толщине эдак 3-4мм (иначе будет сложнее). Тем, кто не решится на самостоятельное изготовление эскиза витража, мы советуем заказать эскиз у нас, а затем мы передадим его Вам уже в виде рисунка в общеупотребимом формате (.jpg, .gif, .bmp, .cdr, .eye - на ваш вкус) на электронном носителе.

Дизайн витража. За работой художник-витражист, дизайнер Ольга НаумоваПосле того, как эскиз готов следует изготовить "натурный" чертеж, который некоторые называют "картон". Он представляет собой лист бумаги (или же несколько листов бумаги, склеенных между собой) или пленки с нанесенным контуром рисунка витража в натуральную величину. Если Вы будете работать на световом столе, бумага должна быть достаточно прозрачной, чтоб контур рисунка был хорошо виден сквозь художественное стекло, при включении ламп под столешницей. Если контуры деталей будут переносится на стекло другим способом, прозрачность бумаги не имеет значения.

Так как не у каждого под рукой в данный момент времени есть световой стол, априори мы будем делать витраж так, как будто его и нет. Поэтому переносить витраж на стекло мы будем наименее трудоемким методом - подкладывая чертеж непосредственно под стекло. Стоит заметить, что у нас в студии мы используем некий "дополнительный" шаг, который несколько удорожает производство витража, но зато делает его более простым и удобным - мы используем дополнительно рулонную пленку серии "Milk" марки D-C-Fix, которую раскатываем (то есть наклеиваем) на все стекло (не особо заботясь о качестве клейки, если это, конечно, не основная пленка Вашего рисунка) и на которую контур будущего витража и переносится. Простота и удобство заключается в том, что части покрытия, выполняемые потом из разных листовых витражных пленок согласно Вашей задумке вырезаются по контуру ножом (сиречь - скальпелем острым), отклеиваются от стекла и наносятся на лист пленки в качестве шаблона для вырезки, что позволяет экономить как листовую витражную пленку, так и усилия по ее рациональной резке (а, заодно, и собственные нервы и время) - сразу можно резать много кусков и прямо на носителе - не заморачиваясь предварительным многочисленным отклеиванием пленки от бумажного носителя и ее фигурной резкой "на весу". А следы клея от D-C-Fix (если они есть) легко удаляются со стекла тряпочкой с любым чистящим средством. Да и дешевле рулонная пленка чем листовая, намного (все таки голимый ПВХ с присадками) - если что и напортачите - всегда можно ее отодрать, вымыть стекло и нанести еще один кусок.

Вырезка "шаблона" для листовой витражной пленки по контуруПоскольку и жир, и грязь довольно сильно понижают адгезию к стеклу современных клеевых составов, используемых в витражных лентах и пленках, вполне естественным представляется также предварительная очистка стекла от всяких жирных наслоений и грязи. Не то, чтобы они особо усложняли работу, но без них и лучше, и красивее. да и проще впоследствии. Вот тут то нам и понадобится первый из так необходимых нам инструментов - жидкость для очистки стекол (и чистая тряпочка к ней). Желательно высушить стекло после очистки - капли жидкости, даже если это дистиллированная вода все равно изменяют адгезию, да и становятся инородными телами при наклеивании пленки и ленты. Кстати, опять таки небольшое отступление - некоторые советуют наносить пленки на влажное, предварительно смоченное стекло - как бы на сжиженный слой, и далее выдавливать жидкость равномерно и прямолинейно ракелью (тот самый "шпатель для укладки пленки"). Спору нет - способ имеет право на существование и его применение иногда вполне правомерно - он позволяет получить (при наличии должного навыка) поверхность без образования внутренних "воздушных пузырей" и приклеенную намертво, но только в некоторых случаях - например в случае, если вы клеите достаточно большой кусок (эдак в пару обхватов руками) пленки на вертикальную поверхность либо клеите "дубовые" пленки с очень толстым и неравномерно нанесенным клеевым составом (например, китайские пленки, которые некоторые недобросовестные поставщики в последнее выдают за пленки RegaFilms либо же пленки серий Decra Glow и Spectrum Films) и желаете получить при этом более-менее приемлемый результат. Поскольку мы считаем, что Вы работаете с нормальными, специально для такой цели созданными, лентами и пленками от RegaLead, Вам этот способ ничего, кроме лишних хлопот, не принесет. Но, если вдруг Вы захотите его попробовать - почему нет, у нас есть и специальные шпатели именно для этой цели, и даже добрый Вам совет - использовать только дистиллированную воду, желательно без ПАВ.  

Однако, мы немного отвлеклись. Итак, что мы имеем - стекло на столе, вырезанное по нужному Вам размеру, поверхность которого предварительно Вами очищена и лежащий под ним шаблон с нарисованным Вам витражом в масштабе 1:1. Также у вас есть некоторое количество выбранной Вами для вашего витража свинцовой самоклеящейся витражной ленты (выбранной вами ширины и расцветки, разные они бывают) и куски либо листы (или даже рулоны) подходящей Вам самоклеящейся витражной пленки. Если у Вас все это уже есть - считайте, что наиболее трудный участок работы - творческий - уже позади. Дело за малым - перенести пленки на рисунок, для имитации кусков витражных стекол и замаскировать ее края лентой, которая, заодно, будет создавать имитацию натурального витражного переплета.

Укладка вручную самоклеящейся витражной лентыНекоторые советуют сначала нанести витражную ленту по контуру будущего витража, потом перевернуть стекло и клеить пленки. Способ хорош, спору нет, но только в одном случае - если у вас точный глаз, твердая рука и верный острый нож. И нужен двухсторонний витраж. А он нужен далеко не всегда - для тех же ниш либо украшения стекол в мебели обратная сторона витража нас вовсе не интересует обычно, а расход дорогой ленты может выйти вполне приличный. К тому же, мы уже писали о том, что не следует искать лишних проблем на собственную, гм, голову, поэтому мы поступим просто и изящно - возьмем рулон дешевой пленки - имитацию "пескоструйки", и наклеим ее на все стекло. Клеить ее надо прямо из рулона от одного края стекла до другого, прикатывая ее валиком (вот и второй из необходимых нам инструментов) по мере наклеивания, желательно поперек раскатываемого по стеклу рулона, от края до края стекла, стараясь при этом не оставлять между пленкой и стеклом пузырей воздуха. Если ширина рулона больше ширины стекла - ничего страшного, после нанесения пленки и обрезки нанесенного куска (то бишь отрезания его от рулона, для чего нам понадобится уже третий инструмент - острый нож) мы просто обрежем нанесенную пленку по краю (все равно ее не жалко и мы ее потом либо выбросим, либо отправим в коллекцию ненужных вещей, ежели таковая имеется). Если Вам вдруг жалко кромсать целый рулон либо у Вас его просто нет - ничего страшного, клетить можно и кусочками. Главное при этом закрыть "бросовой" пленкой весь будущий рисунок. А как он будет закрыт - сплошным куском либо же "лоскутным одеялом" - не является критичным для создания витража вообще. Теперь, после совершения сего действа, у Вас уже есть нужный Вам кусок стекла с нанесенной на него защитной полупрозрачной дешевой пленкой. на нее Вы простым фломастером (карандашом, ручкой) наносите по лежащему под стеклом чертежу контур вашего будущего витража. Кстати, таковой способ употребим и для нанесения на зеркала, только дешевая пленка не раскатывается "во все зеркало", а предварительно обрезается по Вашему уже готовому шаблону витража по краю и осторожно наносится на стекло, имитируя собой уже готовый витраж по общему контуру.

Укладка ленты "без обжима" концов, с укладкой их "внахлест"После нанесения на дешевую рулонную пленку контура будущего витража наступает следующий, уже более ответственный в исполнении этап - наклеивание витражных пленок. Дабы не разбрасываться своим временем, нервами и материалами, выберем на будущем витраже все кусочки, которые мы будем делать из витражной пленки одного наименования (ну, или кусочек, если он один, суть процесса от этого ничуть не изменится). Вырежем его/их аккуратно острым ножом по контуру. Если Вы допустите небольшую небрежность при вырезке - ничего страшного - наклеенная пленка по краям все равно будет закрываться свинцовой лентой, имеющей пусть конечную, но все равно исчислимую в миллиметрах ширину, поэтому припуск в миллиметр-два у Вас всегда в запасе есть. Вырезанный кусок подденем тем же ножом, оторвем от стекла и перенесем на лист с витражной пленкой. Приклеивать его не надо - этот кусок необходим нам только и единственно для вырезания "настоящего" куска. Далее, наметив на листе таким образом необходимые Вам размер и конфигурацию, спокойно и не торопясь отрезаем этот, уже практически готовый кусок витражной пленки, простыми ножницами. Желательно даль припуск по краям в 2-3 мм - вдруг да рука при приклеивании дрогнет, это бывает сплошь и рядом. Вырезанный кусок отделяем от бумажного носителя и нежно и тщательно лепим в образовавшуюся "дырку" на месте ранее нанесенной дешевой пленки, желательно не всю сразу, а последовательно - от края до края. Далее работаем по поверхности валиком, прикатывая уже витражную пленку стараясь не оставлять воздушных пузырей. Если пузырик все таки имеет место быть - это огорчительно, но не смертельно. Можно поступить двояко - оторвать старый кусочек, протереть стекло и попытаться более тщательно наклеить новый (шаблон-то из дешевой пленки при Вас остался) либо, взяв иголочку, пузырик то и наколоть, потом пройдясь по нему еще раз валиком от краев к центру - обычно ненужный нам воздух удается выгнать взашей. При этом, те 2-3 мм, что Вы оставили как припуск при вырезании ножницами, тоже осторожно обрезаются по контуру. Путем таких вот нехитрых манипуляций Вы и получаете сперва отдельно взятый готовый кусочек Вашего витража, а после выполнения тех же по сути процедур со всеми частями - и весь витраж в различного цвета и фактуры пленках. теперь Вы уже, в принципе, вполне можете оценить, что у Вас получилось. Пока, правда, без лент, которые приклеиваются поверх пленок на последнем этапе.

Один из возможных вариантов "обжима" витражной ленты для имитации пайки. Самой пайки на этом витраже нет.Теперь перед Вам последний, самый сложный в техническом плане этап - нанесение ленты. И не важно, с одной стороны вы ее будете наносить, или с двух - техника одинакова. Единственно что стоит отметить особо - если Вы создаете двухсторонний витраж -наносите ленту сначала на ту сторону, где вы перед этим положили пленку. Дело тут не только в том, что так удобнее, но и в том, что получающийся при этом ленточный контур однозначно закроет все прорехи и щели между нанесенными пленками, делая витраж "цельным" произведением. А на вторую сторону ленту уже удобно, при необходимости, нанести на ясно видимый готовый контур первой стороны, и огрех исполнения типа просветов либо видимых с обратной стороны несовпадений ленты уже не будет. Просто и со вкусом.

Самым сложным этот этап является, в основном, потому, что существует несколько важных правил, которые следует соблюдать при нанесении ленты и без учета которых Ваш витраж не будет "смотреться". Правило номер раз - ленту надо стараться наносить цельными кусками максимальной длинны, изгибая ее по контуру витража. Лента сама по себе достаточно пластична (вот оно - преимущество свинца), поэтому выводить радиусы и кривые достаточно просто - придавая необходимую кривизну при накладывании ленты пальцами. А большая длина ленты позволит, во первых, избежать ненужного ее расхода при обрезании, во вторых позволит избежать острых концов (не забывайте, что Вы имитируете реальный витраж, в реальном витраже очень редко встречаются острые углы как таковые), в третьих - позволит Вам выполнить, при необходимости, места стыка лент либо их перекрытия максимально правдоподобно и, следовательно, сделать максимально правдоподобную имитацию реального витража.  Правило номер два - никогда не оставляйте обрезанный конец ленты не закрытым либо лентой, либо внешним штапиком (ежели таковой, например в двери, имеется). Правило проистекает, опять таки, большей частью из обще-эстетических соображений - в натуральных витражах, выполненных пайкой встык либо еще по какой методе никогда не существует оборванных концов. Хотя есть и иное соображение - более приземленное - оставленный конец ленты имеет свойство чаще отходить от собственно стекла, к которому лента клеится и более подвержен влиянию всяких побочных деформаций, что, в процессе дальнейшей эксплуатации, внешний вид конечного изделия тоже не украсит. Ну и правило номер три - не торопитесь прикатывать ленту валиком - возможно, вам придется исправлять ее укладку либо приподнимать ее для того, чтобы спрятать какой-то побочный конец - клеевой состав имеет конечную толщину и многократный отрыв ленты от стеклянной либо пленочной основы ее клеевых качеств не улучшает.

Еще один вариант "обжима" витражной ленты, более "легкий"Итак, укладываете Вы ленту исключительно руками, повторяя, по возможности, все изгибы и нюансы Вашего чертежа. Не бойтесь, если что-то пошло не так - ленту можно либо отклеить и нанести на "неверный" кусок заново, либо (если огрех минимален) откорректировать, нажимая на ее край прижимом. Старайтесь спрятать все "концы" - либо засунув их под другую ленту, либо пустив ленту к краю витража, который будет закрыт внешней накладкой. После нанесения ленты на контур обязательно прикатайте ее валиком - прямо вдоль линии нанесения, никак не поперек. Каких-то сверх-усилий при этом прикладывать не стоит - все равно она или приклеилась, или нет. Каких либо рекомендуемых числовых значений в Ньютонах либо килограмм/сантиметрах не существует - два-три прохода валиком с небольшим нажимом и попытка поддеть край ленты ножом в смысле проверки ее крепления к стеклу. Если не поддается - прикатали хорошо, если лента отходить - пройдитесь по ленте еще раз, при этом нажимайте на валик чуть сильнее.

Спрятанные "концы" и места пересечения ленты вообще принято имитировать "под пайку" с помощью того же прижима (фактически - заточенной до толщины в полмиллиметра-миллиметр пластины шириной до сантиметра из чего-нибудь твердого, например пластмассы, которую удобно держать в руках и на которую удобно нажимать), делая этим самым прижимом "засечки" на ленте с обоих сторон от места пересечения лент. В принципе - чисто эстетическая деталь, придающая всему витражу некого "реализма". Можно этого и не делать.

Вот, в принципе, и все хитрости. Надеюсь, что следуя вышеприведенным нехитрым рекомендациям Вы сможете создать собственный витраж в технике "аппликационного", либо же "пленочного", исполнения без особых трудностей в реализации.

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

+375 29 154 88 54

 

+375 29 770 86 00

 

+375 17 288 54 95

Поиск